Уже семь месяцев с того момента, как вступила в силу норма закона, обязывающая различные категории налогоплательщиков применять контрольно-кассовые машины с функцией фиксации и передачи данных. Мы решили поговорить с директором ТОО «ЦТО ПЛЮСМИКРО» и выяснить, как, с технической точки зрения, проходит процесс по внедрению данной нормы.
- Олег Эдуардович, ваше предприятие, с самого начала данного проекта, занимается реализацией новых кассовых аппаратов и их настройкой. Объясните, пожалуйста, нашим налогоплательщикам принцип, по которому работают новые кассовые аппараты, и чем они отличаются от старых?
- Кассовые аппараты (ККМ), которыми налогоплательщики пользовались до сих пор, имеют внутри, так называемую, фискальную память, в которой фиксируются итоговые суммы всех пробитых за день чеков. Эти же суммы, налогоплательщик должен фиксировать в кассовой книге. В случае налоговой проверки, инспектор считывает данные из фискальной памяти и сравнивает их с теми данными, которые записаны в кассовой книге. Если эти данные совпадают, то к вам нет никаких претензий со стороны налоговых органов.
Новые ККМ имеют другой принцип работы. Они, как сотовые телефоны, имеют в своей конструкции передающее устройство, модем. При помощи данного модема, вся информация о каждом пробитом чеке, сразу передается на сервер оператора фискальных данных (ОФД), где её может просмотреть налоговый инспектор. Передача может происходить в беспроводном режиме, для этого в ККМ вставляется специальная СИМ-карта, или при помощи проводного соединения, для этого к вашему ККМ подается специальный проводной VPN канал.
Согласно техническим требованиям, новые ККМ могут быть двух типов.
Первый тип – ККМ с функцией фиксации и передачи данных. Данные ККМ могут работать и тогда, когда связь с сервером, по каким-то причинам прервалась. Правда, в таком режиме, они могут работать не более 72-х часов. В период отсутствия связи, ККМ накапливает все сведения о пробитых чеках во встроенном фискальном накопителе и в момент восстановления связи, всю накопленную информацию передает на сервер. Если за 72 часа связь не восстановилась, то ККМ блокируется до того момента, пока связь не будет восстановлена и данные не будут переданы на сервер.
Второй тип – ККМ только с функцией передачи данных. Такие ККМ, так называемые web-кассы, работают только при наличии связи с сервером. Их основное отличие в том, что они не могут работать автономно, как первый тип. Предполагалось, что в перспективе, в качестве таких ККМ будут выступать различные web-приложения для планшетов, смартфонов и других мобильных устройств. Но, еще раз повторюсь, такие ККМ работают только при наличие связи с сервером ОФД.
— Есть ли на рынке кассовые аппараты, удовлетворяющие новой норме и достаточное ли их количество?
Довольно большой и разнообразный список кассовых аппаратов, удовлетворяющих новым требованиям, внесен в реестр и присутствует на рынке. На данный момент, на рынке представлена широкая линейка различных модификаций ККМ марки ПОРТ, Болгарского производителя. Также присутствуют российские марки, такие как Меркурий, Миника, Штрих и другие. Почти все марки ККМ, присутствующие на рынке, можно приобрести в нашем ЦТО. Причем в любом количестве. Другое дело, что мало налогоплательщиков, которые приходят за ними. Наши люди, как всегда, не торопятся покупать, ждут, когда к ним придет налоговый инспектор с проверкой.
— Как вы оцениваете представленные на рынке ККМ? На сколько они соответствуют новым требованиям?
Особо порадовали ККМ марки ПОРТ. Это казахстанская разработка, производится она на болгарском заводе Datecs. Завод Datecs, является одним из мировых лидеров в производстве кассовой техники. Кроме того, данный завод имеет очень большой опыт внедрения подобных проектов в других странах, поэтому, производитель подошел к данному проекту очень ответственно. Все ККМ разработаны с нуля, специально для проекта в РК и учитывая большой опыт внедрений, вся кассовая техника имеет возможность настраиваться под любые изменения законодательных требований, которые могут в перспективе случиться. В новых моделях, которые, на сколько мне известно, поступят в продажу в самое ближайшее время, появится возможность использования меню на казахском языке, чего пока нет ни в одной кассе других производителей. Кроме того, на рынке представлена полная линейка ККМ: стационарная касса, с возможностью подключения сканера, денежного ящика и весов, мобильная касса для выездной торговли, касса для ломбардов, несколько моделей фискальных регистраторов и т.д.
Откровенно разочаровали кассовые аппараты российских производителей. Они, к сожалению, не стали двигаться в сторону внедрения новых технологий в свои кассы, что бы повысить удобство пользования для клиента и для сервисного специалиста. Просто к существующему функционалу кассы, добавлена функция передачи данных. Не произошло, каких либо изменений и в дизайне, согласно веяниям времени, да и модельный ряд оставляет желать лучшего. К сожалению, пока еще много узких мест и проблем в работе самих кассовых аппаратов.
Что касается соответствия требованиям, то я думаю, что этот вопрос надо рассматривать не с точки зрения, на сколько новые ККМ соответствуют требованиям. Если бы они не соответствовали требованиям, наверное, их бы не внесли в реестр и не разрешили к продаже. Этот вопрос надо рассматривать так: на сколько представленные ККМ будут соответствовать новым требованиям налогового законодательства, которые предполагается ввести с 2017 года? А, исходя из имеющейся в печати информации, изменения предполагаются серьезные. Думаю, что также будут изменения или дополнения в фискальном законодательстве и в этом случае, многим производителям придется покраснеть перед налогоплательщиками за свое оборудование, которое сейчас представлено на рынке.
— Насколько нам известно, сейчас некоторые заводы предлагают модернизацию старых кассовых аппаратов, чтобы они соответствовали новым требованиям. Что вы думаете по этому поводу?
Я считаю, что модернизация ККМ – это тупиковый и ошибочный ход. Даем добро на развитие новой, инновационной системы в фискальной политике, но при этом, вдруг, даем разрешение на использование старого оборудования и старых технологий. Да, с одной стороны, это вроде бы забота о налогоплательщиках, которым дали возможность с меньшими затратами соответствовать новой норме закона. Но с другой стороны, если говорить о дальнейшем развитии этого направления, то передача чека кассовым аппаратом, это только начальная стадия. Не думаю, что государственные органы остановятся на полумерах. Данный проект предполагает очень много дополнительных возможностей, которые уже внедрены в других странах. Это сканирование и передача различных акцизных марок и товарных меток, передача информации по безналичным платежам, уход от бумажных чеков и передача электронных чеков на е-mail покупателя, персонализация покупателя и многое, многое другое. А модернизированные ККМ не умеют и, думаю, что никогда не сумеют этого сделать. Да и многие новые российские кассы, которые сейчас предлагаются к продаже, тоже не смогут этого сделать. Отсюда получается, что всем налогоплательщикам, которые сейчас модернизируют свои ККМ, придется опять их модернизировать в ближайшем будущем, если такая модернизация будет возможна, а, скорее всего, придется приобретать новые ККМ. Получается, что экономия за счет модернизации ККМ сегодня, обернется двойными затратами завтра. А учитывая предстоящие изменения налогового кодекса с 2017 года, затраты предстоят совсем скоро.
— Как Вы считаете, получат ли выгоду налогоплательщики от внедрения всех этих новшеств?
Вы знаете, если говорить о добросовестных налогоплательщиках, которые, при этом, заинтересованы в развитии своего бизнеса, то удобства от новой системы очевидны.
Вопервых, появляется дополнительный контроль. Ни для кого не секрет, что очень часто собственники бизнеса сталкиваются с воровством со стороны продавцов. При новой системе и правильном оборудовании рабочего места, собственник видит все продажи в личном кабинете. Причем, при наличии интернета, это можно делать из любой точки мира. А если рабочее место правильно оснастить видеокамерой, которая совмещена с кассой и фиксирует момент продажи, то контроль удваивается.
Во вторых, собственник бизнеса получает информацию и цифры, которые можно анализировать. А раз можно делать анализ, значит можно искать узкие места в бизнесе и устранять их. Например, т.к. каждый чек фиксируется в личном кабинете с временем, когда он был пробит, можно теперь делать анализ посещаемости объекта по времени и на основании этого проводить какие-то акции по привлечению клиентов.
В третьих, многие собственники бизнеса, хотели бы более современно организовать рабочее место продавца, с использованием, скажем, каких то складских программ. Но, в силу того, что эти программы и оборудование к ним, стоят довольно дорого, не могут себе этого позволить. При новой системе, используя современный кассовый аппарат, например ПОРТ МР-55 ФКZ, который позволяет загрузить до 100 000 наименований товаров и имеет возможность подключения сканера, денежного ящика и весов, можно организовать полный учет товара при помощи гораздо меньших средств. Да, это будет автоматизация с минимальными возможностями учета, но все таки уже автоматизация своего бизнеса.
В четвертых, сейчас с огромной быстротой развиваются облачные технологии и все больше людей пользуются этой удобной системой. Фактически, ОФД – это тоже облачная технология с возможностью хранения огромного количества данных. Думаю, что эта система, будет стремительно развиваться и не удивлюсь, если совсем скоро, ОФД предложит налогоплательщикам ведение в личном кабинете, скажем, бухгалтерского учета. Эта практика уже очень развита в мире. Да, это будет платно, но поверьте, стоимость этой услуги будет в разы дешевле стоимости бухгалтерских услуг сегодня, за счет количества клиентов.
Если мы рассмотрим процесс регистрации, перерегистрации и снятия с учета кассового аппарата, то в этой части тоже ожидаются удобства для налогоплательщиков, т.к. эти процессы в ближайшем будущем должны быть автоматизированы. Кроме того, не сомневаюсь, что уйдет из жизни, ненавистная для всех бухгалтеров, книга учета наличных денег. Думаю, что она тоже будет вестись в электронном виде, или полностью упразднена, т.к. все чеки и все Z-отчеты, будут храниться на ОФД и будут доступны в любое время.
Думаю, что таких примеров можно приводить еще много.
Олег Эдуардович, спасибо за подробное разъяснение.
От редакции хотелось бы добавить, что в современном, быстро развивающемся мире, новые технологии все больше входят в нашу жизнь и все интенсивнее влияют на неё. По этому, всем нам, рано или поздно, придется сделать выбор в пользу более современного и более нового оборудования.
Источник материала «Новости Караганды».